© Щепановская Е.М. (Семира)

 

Диссертация

 

кандидата философских наук по спец. 09.00.13: философская антропология, философия культуры.

Защищена 10.11.2011 на философском фак-те СПбГУ.

 

 

«ГЕНЕЗИС  И  КЛАССИФИКАЦИЯ

МИФОЛОГИЧЕСКИХ  АРХЕТИПОВ:

культурфилософский  подход»

 

                             Ссылки на текст диссертации:

Автореферат

 

Глава 1-2: Методология

 

Глава 3: Описание 12-ти архетипов мировой мифологии

 

Глава 4: Применения. Библиография. Таблицы

 

 

                                   СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . 4

Глава 1. УНИВЕСАЛЬНОЕ В МИФЕ:

               МИФ КАК ОСНОВА АРХЕТИПОВ КУЛЬТУРЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  14

1.1 Изначальность и универсализм мифологии как базы культурных форм.15

1.2 Миф как образная и ценностно-смысловая реальность. . . . . . . . . . . . . . .18

1.3 "Оживляющая": одухотворяющая и перформативная роль мифологии.   23

1.4 Энергия мифа и воспроизводство смыслообразов. Понятие архетипа.

Архетип как протофеномен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    25

1.5 Мифология как путь к целостному мышлению. Проблема экологии

мысли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .     31

1.6 Творческий потенциал мифа:

онтологическая значимость эмоциональной компоненты мысли.

Как возможно мышление архетипами? . . . . . . . . .                                               35

1.7 Мифологическое и современное научное мышление.

Классифицирующая роль мифологии. Структурность мифа . . . . . . . . . . . .    41

Глава 2.  Методология описания архетипов

2.1 Проблематичность описания бессознательного и его структуры . . . . .  . 45

2.2 Понять миф с его позиции – путь к описанию бессознательного . . . . . .   47

2.3 Особенности логики мифа как логики подсознания. . . . . . . . . . . . . . . . .    48

2.4 Метод аналогий в древности, средневековье и современной науке . . . .  51

2.5 Образ как идеальная форма архетипа и ключ к классификации

мифологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    56

2.6 Генетический метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   63

2.7 Функционально-исторический метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    .69

2.8. Психоаналитический метод. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  72

2.9. Структурно-семиотический метод. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    76

2.10 Аксиологическое ядро архетипа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    88

Глава 3.  Генезис базовых архетипов, ИХ семантические поля. .  . .92

3.1 Праобраз изначальных Вод – архетип истока. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   .92

3.2 Праобраз Неба – архетип творящей мысли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  103

3.3 Праобраз своей Земли и предков – архетип памяти и судьбы . . . . . . . .  112

3.4 Праобраз Бога-царя, Громовержца – архетип общества и религии. . . .   123

3.5 Праобраз смерти и подземного мира – архетип потенциала

к преобразованию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .     137

3.6 Праобраз божественного Кузнеца и законодателя – архетип

культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .                 148

3.7 Праобраз кормилицы-Земли и смены времен года – архетип

деятельности и порядка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      156

3.8 Праобраз Солнца и легендарных героев – архетип самобытности и

совершенства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      166

3.9 Праобраз Луны — архетип преемственности жизни и материнства . .      178

3.10 Праобраз божественных Близнецов и трикстера, бога речи, счёта

и письма – архетип интеллектуальной функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    188

3.11 Праобраз богини любви и красоты – архетип природы и

созидающей роли чувств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      201

3.12 Праобраз воина и пастыря – архетип воли личности и идеала. . . . . .     213

Глава 4.  Применение системы базовых архетипов

     для исследований культуры

4.1 Архетипический подход как метод гуманитарных наук. . . . . . . . . . . . .      231

4.2 Обращение к системе первообразов как метод искусствоведения. . . .    233

4.3 Архетипические корни философских понятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .        235

4.4 "Эмоциональная матрица" идей как основа типологии

мировоззренческих концепций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .       240

4.5 Архетипы наций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .        244

4.6 Архетипы социокультурного времени и традиция астрологии . . . . . .        247

4.7 Методика преподавания мифологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .        255

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .       258

БИБЛИОГРАФИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .         261

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Список сокращений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .         272

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТАБЛИЦЫ. Таблица I. Генезис архетипов . . . . . . . . .         272

Таблица II. Проявление архетипов в функциях богов и современных

понятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .        274