Философские статьи Сияны Пылай (Щепановской)

Сияна Пылай (Щепановская С.В.)

доклад на юбилее СПб филос.фак. 2013 г.

 

Рефлексия ритмов

 

Философия скорости, рефлексия движения. Движение определяет восприятие, которое мы стремимся осмыслить. Ритмы задают способности восприятия, конкретные явления, сущности имеют конкретные ритмы, чтобы увидеть их, нужно быть в их движении. Чем искусственней символическая система, чем слабее, чем она более безжизненна, тем менее статна, более суетна. Суета – это противоречие, дискомфорт скоростей. Внешнее движении, события, происходят быстрее внутреннего движения, осмысления происходящего. Это диссонанс восприятия.

Мысль стремиться ускориться, но не суетиться. В гармонии внутреннего и внешнего движения красота скорости, целостность воспринятых сущностей. Развитость мышления, его натренированность дает мысли быть мыслью, стремящейся искрящейся нейронной связью, созвездием искр. Ассоциации создают свободу, само понимание, не только логика как его часть, создает необходимость. Мысль всегда должна иметь огонь, огонь всегда должен иметь воздух, чтобы гореть, пространство ввысь, вдаль.

Понимание – соединение мысли с действительностью, умещающейся во внутренней вселенной. В понятии внутренней вселенной – никакой мистики! Только бесконечная загадка мира, безусловно. Я называю внутренний мир человека вселенной из-за подобий, из которых он состоит, из-за созвездий мысли. Именно мысли, (на языке физиологии, нейронный мир – не половая система или желудок). Мысль создает вселенную у себя внутри, где же еще? Она создает мир. То, что ее окружает – ее внутренний мир. В этом внутреннем мире, системе ориентации для взаимодействия и действия (которое тоже взаимодействие), также, как извне человека. Вся психология выражения прозрачна. Все различия внутреннего и внешнего выражения – во многом раздуты.

Различия внутренней эстетики (как преломление одного принципа), неотделимой от всеобщего в человеке, хоть это и частность –эти различия, в том числе, мы можем увидеть на разном ритме человека. Действительно, ни тем ли мы так сильно отличаемся, как собственным ритмом? Скоростью проживания. Музыка, такой яркий момент жизни почти каждого человека, имеет разные ритмы, и разные люди предпочитают разную музыку, во многом из-за ритмов, не только тональностей. Тональности окрашены в тона, в цвета. Цвет – бывает теплый или холодный. Конечно, скорость тоже имеет свою температуру. Я не свожу к скорости все остальное, просто через все выражения, в том числе скорость, проступает одно.

Мысль холодна, так как она слишком быстра. Спокойный ритм теплый, но если он чуть медленнее, умереннее – он остывает. Скорость природы зависит от погоды, и если понаблюдать, и в городе от этого никуда не уйти. Настроение – отражение погоды, отражение ритма природы. И поэтому в разную погоду разным людям по-разному. В какой-то момент ритмы совпадают, когда ритм чуть быстрее – настроение чуть лучше, чуть медленнее – и чуть спокойнее. Неадекватность же ритмов, т.е. сильное различие между ними рождает диссонанс систем. Системы природы такое же преломление, как и человеческая система. Природа разнообразна, имеет свои настроения. Она такой же продукт.

Изнанка вещей как и лицо вещей – их части, ни одна из них не является истоком вещи. Сквозь них проступает молчаливая истина. Она совершенно не имеет ритма, в понимании вечности исключено понятие ритма, она неподвижна. Но так много идей о том, что движение – и есть истина. Жизнь как движение, как совершенствование. Вечность этого движение, развития. Вечность стояния, цикличность – тоже связана с определенным ритмом, получается, не неподвижна.

Скорость – фундаментальное понятие, одно из основ человеческой вселенной. Она во времени и вне его. Пусть это преломление, но оно как и любое знание. Ведь другого в мысли нам не дано.

 

31.8.13